Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?

Какие права у гражданина при рассмотрении его обращения?

29.12.2021

Работа с обращениями граждан – одно из основных направлений в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации.

Право граждан на обращение – одно из важнейших в социальном аспекте. Это гарантия осуществления и защиты всех иных конституционных прав свобод и интересов человека и гражданина.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне.

Сфера действия Закона об обращениях распространяется на все обращения граждан, за исключением случаев, когда иной порядок их рассмотрения закреплен федеральными конституционными и иными федеральными законами (например, рассмотрение обращений по предоставлению государственных и муниципальных услуг регулируется нормами Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Рассмотрим наиболее типичные нарушения, допускаемые при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона №59 письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Нарушением указанного требования является несвоевременная регистрация поступившего обращения.

Согласно п. 2 ст.8 Федерального закона №59 письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Практика прокурорского надзора показывает, что наиболее частым нарушением указанного требования закона являются: ненаправление обращения по компетенции и дача ответа о том, что это не относится к компетенции органа местного самоуправления, в который поступило обращение; не направление заявителю уведомления о направлении его обращения по компетенции; нарушение установленного срока для направления обращения в соответствии с компетенцией

В соответствии со ст. 10 Федерального закона №59, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; а также дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона.

В ходе проверок прокуратурой города неоднократно выявлялись случаи направления ответа не по всем доводам заявления, что свидетельствует о ненадлежащем рассмотрении обращения.

Кроме того, устанавливались факты, когда на письменное обращение должностным лицом дан устный ответ по телефону, что является недопустимым способом рассмотрения обращения и нарушает требования закона.

Статьей 11 Федерального закона №59 приведены случаи, когда государственным органом, органом местного самоуправления либо должностным лицом может быть принято решение о том, что ответ на обращение не дается: обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению; случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы.

Вместе с тем, необходимо отметить, что во всех указанных случаях ответ может быть не дан по существу обращения, но при этом, в 7-дневный срок заявитель должен быть уведомлен о принятом решении.

Как показывает практика проведенных проверок, должностными лицами принимается решение о том, что обращение по вышеуказанным причинам не подлежит рассмотрению, но соответствующее уведомление, в нарушение требований закона, заявителю не направляется.

В статье 12 Федерального закона №59 регламентированы сроки рассмотрения обращений граждан и организаций. Так, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего закона (в случаях государственной либо иной тайны), руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Наиболее распространенным нарушением при рассмотрении обращений является нарушение 30-дневного срока, а также отсутствие решения о продлении сроков рассмотрения обращений.

За нарушения требований Федерального закон №59 в статье 15 Закона предусмотрена ответственность лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона. Такая ответственность предусмотрена ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа.

Галерея

Посмотреть всю галерею

Видео